В.В. Антипов Познавательные процессы.

Категория: Статьи Дата: 5-12-2010, 16:46 Прочитано: 1627
Представьте себе новорожденного ребенка. На него обрушивается лавина звуков, запахов, цветовых пятен. Как ориентироваться во всем этом? Ведь связей-то, позволяющих сформироваться образу, еще нет. В таком случае активизация признаков происходит за счет постоянной подпитки их энергией, идущей от анализаторов, которая обусловлена действием внешнего сигнала. За счет этого на какое-то время возникают устойчивые совокупности признаков, соответствующие образу. Между этими признаками начинают возникать связи. Сначала связи очень слабенькие, но они есть. Об этом можно получить представление, познакомившись с эффектом памяти узнавания. Очень часто, увидев мельком что-то, мы не можем воспроизвести это в своей памяти. Однако мы вполне способны выделить данный объект из множества других, узнав его. Это происходит за счет того, что даже слабенькие связи оказывают влияние на энергетику образа, способствуя его стабилизации. Ребенок постоянно взаимодействует с внешним миром. За счет этого идет постоянная активизация множества признаков, постоянно включаются в работу связи. Те из них, которые получают подтверждение, усиливаются. Именно за счет усиления связей психика (<a title="анкор" href="http://http://dorih.ru/ " target="_blank">анкор</a>) выделяет из мира то, что постоянно. Через некоторое время из хаоса внешних воздействий ребенок начинает выделять островки постоянства, которые помогают ему ориентироваться в мире. Услышав шаги матери, благодаря сформировавшимся связям он воссоздает ее образ, что позволяет ему начать понимать ситуацию.
Описанный механизм очень гибок и позволяет адаптироваться к самым разнообразным внешним условиям. Естественно, что подобная находка была использована природой для дальнейшего повышения способности к адаптации. Надстроим нашу модель активного отражения такой же моделью с тем, чтобы она выделяла инварианты не из объективного мира, а из субъективного. За счет этого психика получает возможность отражать самое себя. Но, учитывая особенности формирования образов, она может отражать себя только в моменты существования образа. Сам процесс формирования образа для нее недоступен. Как происходит повышение уровня отражения?
Ребенок растет и через некоторое время начинает говорить. Он с удовольствием повторяет за взрослыми названия предметов. Взрослый показывает на стул и называет его. Ребенок повторяет эту операцию. Вначале для него название предмета находится на том же уровне, что и остальные признаки. В этом легко убедиться, показав ему на другой стул и назвав его. Ребенок, особенно на начальном этапе обучения речи, стремится к первому стулу. Постепенно он знакомится с целым классом объектов, название которых  «стул». Стулья в этом классе самые разнообразные. Но самой постоянной их составляющей является название. Именно оно и прорастает на следующий уровень как инвариант данного класса образов, превращаясь в понятие. Появляется стул «вообще», которого и в природе-то нет. Это позволяет ребенку более гибко взаимодействовать с миром, используя для своих нужд любой объект из этого класса предметов. Для доказательства того, что адаптабельность (<a title="анкор" href="http://dorih.ru/category/психология/" target="_blank">анкор</a>) увеличивается при повышении уровня отражения, можно привести пример из зоопсихологии. Обезьянке показывают банан и кладут его в центр круга, который обозначен пламенем. Обезьянка хочет взять банан, но огонь служит для нее непреодолимым препятствием. Экспериментатор берет кружкой из бачка воду и заливает огонь. В следующий раз обезьянка поступает так же и сама добирается до банана. Вроде бы все замечательно. Но в последующем эксперименте банан кладут на плотик, стоящий посреди неглубокого водоема, и опять вокруг зажигают огонь. Обезьянка пробует достать банан, огонь жжется. Тогда она хватает кружку и бежит на берег к бачку с водой. Зачерпывает воду и несет ее через водоем к плотику, чтобы залить огонь. Это ей, конечно, удается. Но почему она не использовала воду из водоема? Не был сформирован инвариант воды как средства тушения огня.
Если мы на этом этапе предоставим систему активного отражения, дополненную надстройкой самой себе, она будет взаимодействовать с миром и сама с собой, повышая уровень отражения. Повышение уровня отражения  это естественный закон развития модифицированной модели активного отражения. Это естественный закон развития психики. Повышение уровня отражения проявляется в переходе от простых ассоциаций по смежности к все более сложным ассоциациям по сходству, по смыслу; и в использовании все более и более глубоких аналогий, отражающих не только явления, но и закономерности этих явлений. Модель в таком виде позволяет решать довольно широкий круг задач, но, открою один маленький секрет, она пока нежизнеспособна. Попробуйте сообразить, почему.
Те выводы, к которым мы пришли, не являются чем-то новым. Каждый из нас на своем собственном опыте неоднократно убеждался, что наше мышление (<a title="анкор" href="http://dorih.ru/category/самопознание/" target="_blank">анкор</a>) и память работают по законам ассоциаций, что невозможно воспринять сразу все, что понимание смысла очень важно для жизни. Однако мы подошли к этому несколько необычным путем и получили знакомые нам по личному опыту психические феномены как следствия модели, построенной на небольшом количестве постулатов. Это дало нам возможность сделать предположения об устройстве психики, которые вполне можно проверить, реализовав их в виде программы для компьютера или технического устройства. Сама модель, интерпретированная через метафору связей, очень проста, но она способна породить очень сложные явления, подобные психическим, о природе которых среди психологов до сих пор нет единого мнения. Скажу прямо: некоторых простота этого подхода шокирует, но для нас важнее, что этот подход не противоречит большинству признанных направлений в психологии, а самое главное  позволяет быстро перейти к практике.

Представьте себе новорожденного ребенка. На него обрушивается лавина звуков, запахов, цветовых пятен. Как ориентироваться во всем этом? Ведь связей-то, позволяющих сформироваться образу, еще нет. В таком случае активизация признаков происходит за счет постоянной подпитки их энергией, идущей от анализаторов, которая обусловлена действием внешнего сигнала. За счет этого на какое-то время возникают устойчивые совокупности признаков, соответствующие образу. Между этими признаками начинают возникать связи. Сначала связи очень слабенькие, но они есть. Об этом можно получить представление, познакомившись с эффектом памяти узнавания. Очень часто, увидев мельком что-то, мы не можем воспроизвести это в своей памяти. Однако мы вполне способны выделить данный объект из множества других, узнав его. Это происходит за счет того, что даже слабенькие связи оказывают влияние на энергетику образа, способствуя его стабилизации. Ребенок постоянно взаимодействует с внешним миром. За счет этого идет постоянная активизация множества признаков, постоянно включаются в работу связи. Те из них, которые получают подтверждение, усиливаются. Именно за счет усиления связей психика выделяет из мира то, что постоянно. Через некоторое время из хаоса внешних воздействий ребенок начинает выделять островки постоянства, которые помогают ему ориентироваться в мире. Услышав шаги матери, благодаря сформировавшимся связям он воссоздает ее образ, что позволяет ему начать понимать ситуацию.


Описанный механизм очень гибок и позволяет адаптироваться к самым разнообразным внешним условиям. Естественно, что подобная находка была использована природой для дальнейшего повышения способности к адаптации. Надстроим нашу модель активного отражения такой же моделью с тем, чтобы она выделяла инварианты не из объективного мира, а из субъективного. За счет этого психика получает возможность отражать самое себя. Но, учитывая особенности формирования образов, она может отражать себя только в моменты существования образа. Сам процесс формирования образа для нее недоступен. Как происходит повышение уровня отражения?


Ребенок растет и через некоторое время начинает говорить. Он с удовольствием повторяет за взрослыми названия предметов. Взрослый показывает на стул и называет его. Ребенок повторяет эту операцию. Вначале для него название предмета находится на том же уровне, что и остальные признаки. В этом легко убедиться, показав ему на другой стул и назвав его. Ребенок, особенно на начальном этапе обучения речи, стремится к первому стулу. Постепенно он знакомится с целым классом объектов, название которых  «стул». Стулья в этом классе самые разнообразные. Но самой постоянной их составляющей является название. Именно оно и прорастает на следующий уровень как инвариант данного класса образов, превращаясь в понятие. Появляется стул «вообще», которого и в природе-то нет. Это позволяет ребенку более гибко взаимодействовать с миром, используя для своих нужд любой объект из этого класса предметов. Для доказательства того, что адаптабельность увеличивается при повышении уровня отражения, можно привести пример из зоопсихологии. Обезьянке показывают банан и кладут его в центр круга, который обозначен пламенем. Обезьянка хочет взять банан, но огонь служит для нее непреодолимым препятствием. Экспериментатор берет кружкой из бачка воду и заливает огонь. В следующий раз обезьянка поступает так же и сама добирается до банана. Вроде бы все замечательно. Но в последующем эксперименте банан кладут на плотик, стоящий посреди неглубокого водоема, и опять вокруг зажигают огонь. Обезьянка пробует достать банан, огонь жжется. Тогда она хватает кружку и бежит на берег к бачку с водой. Зачерпывает воду и несет ее через водоем к плотику, чтобы залить огонь. Это ей, конечно, удается. Но почему она не использовала воду из водоема? Не был сформирован инвариант воды как средства тушения огня.


Если мы на этом этапе предоставим систему активного отражения, дополненную надстройкой самой себе, она будет взаимодействовать с миром и сама с собой, повышая уровень отражения. Повышение уровня отражения  это естественный закон развития модифицированной модели активного отражения. Это естественный закон развития психики. Повышение уровня отражения проявляется в переходе от простых ассоциаций по смежности к все более сложным ассоциациям по сходству, по смыслу; и в использовании все более и более глубоких аналогий, отражающих не только явления, но и закономерности этих явлений. Модель в таком виде позволяет решать довольно широкий круг задач, но, открою один маленький секрет, она пока нежизнеспособна. Попробуйте сообразить, почему.


Те выводы, к которым мы пришли, не являются чем-то новым. Каждый из нас на своем собственном опыте неоднократно убеждался, что наше мышление и память работают по законам ассоциаций, что невозможно воспринять сразу все, что понимание смысла очень важно для жизни. Однако мы подошли к этому несколько необычным путем и получили знакомые нам по личному опыту психические феномены как следствия модели, построенной на небольшом количестве постулатов. Это дало нам возможность сделать предположения об устройстве психики, которые вполне можно проверить, реализовав их в виде программы для компьютера или технического устройства. Сама модель, интерпретированная через метафору связей, очень проста, но она способна породить очень сложные явления, подобные психическим, о природе которых среди психологов до сих пор нет единого мнения. Скажу прямо: некоторых простота этого подхода шокирует, но для нас важнее, что этот подход не противоречит большинству признанных направлений в психологии, а самое главное  позволяет быстро перейти к практике.

 

Блог Антэ Дорих.


Нажми на кнопку и расскажи своим друзьям в КОНТАКТЕ!


Оставьте пожалуйста ниже комментарий!



Другие новости по теме:
  • Логические задачи и головоломки с ответами.
  • О птицах и неразделенной любви
  • Дорогие друзья!

  • Так же рекомендуем: загадки для детей 6 лет с ответами
    Возможно вас заинтересует логика тесты с ответами на нашем сайте.

    загрузка...
    Комментарии к записи: В.В. Антипов Познавательные процессы.

    kvnos

    #1Дата: 28 января 2011 11:39  
    raler

    Не знаю, к чему эта статья...



    --------------------
    ICQ: 596000205 [цитировать]

    Добавление комментария





    Панель управления
    Логин:  
    Пароль:


    Регистрация на сайте!
    Забыли пароль?


    загрузка...
    Партнеры
    Здесь может быть ваша реклама!
    Теги
    Статистика

    Rambler's Top100